Будущее IT и профессия. Профориентация для школьников?
Будущее IT и профессия
Случай из практики.
Все-таки моя гипотеза, что необходимо проводить консультации по профориентации школьников совместно с родителями дают свой результат: изменения информационного поля происходят на моих глазах:
- родитель уже не так сильно давит своим авторитетом;
- начинает слышать ребенка и действовать в его интересах;
- становится партнером в принятии решения, а не вершителем детской судьбы.
Я буду сознательно использовать именно такую форму консультирования и вот почему.
Недавно ко мне на консультацию пришла мама (на минуточку Директор по персоналу) со школьником десятиклассником. Для меня проблема состояла в том, что выбор ими уже был сделан:
- мамой — что он останется в Курске или уедет в близлежащие регионы:
- сыном — что он хочет работать в области IT-технологий, например разрабатывать сайты.
Первая моя мысль была — чем я могу быть полезна, если все уже решено? Но перед коллегой нельзя было упасть лицом в грязь и мы начали работать.
Вопрос: можно ли изменить свое решение в выборе профессии, если выбор уже сделан?
Я для себя обозначила работу в трех направлениях:
- найти новую технологию для выбора профессии, потому что мои стандартные технологии в данном случае оказались нерабочими и пришлось все обнулить.
- наполнить информационное поле ребенка и родителя текущими изменениями на рынке IT-профессий, подтвердить мою информацию фактами, статистикой, публикациями и примерами.
- выяснить сильные — слабые стороны ребенка, его интересы — равнодушие и простроить гипотезы как его знания, навыки и умения можно встроить в экономику будущего.
Что мы сделали в итоге:
- мы составили интеллект-карту тех сфер экономики, где будут встроены IT-профессии будущего.
- отсекли те отрасли, которые потенциально не интересны моему клиенту (при этом заметьте, он сам ручкой вычеркивал то, что ему не нравится).
- мы получили две потенциально интересные отрасли.
Выводы:
- выбор после консультации кардинально отличался от первоначальных установок;
- родитель уже не настаивал на обучении ребенка в учебном заведении по территориальному признаку;
- началось совместное обсуждение развития карьеры в профессии, при этом компетенции директора по персоналу — мамы только им в помощь!!!
Но на этом работа не закончилась, а только началась…
Потому что через полгода возможно придется проводить такую же итерацию, но уже с другими вводными данными. И чем больше будет таких итераций, тем сильнее будет повышаться осознанность ребенка в выборе профессии.
var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js";
if (w.opera == "[object Opera]") {
d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false);
} else { f(); }
})(document, window, "yandex_metrika_callbacks");