Водитель и пешеход или как встретиться в одном городе
Людмила Колокольчикова

Водитель и пешеход или как встретиться в одном городе

знак

знак

Недавно со мной произошел случай, который подтвердил мою гипотезу про единое информационное поле.

Я каталась по делам на машине и по дороге нужно было перехватить в городе мою маму, чтобы она не ехала на общественном транспорте, а с комфортом добралась до места выполнения своих няньских обязанностей.

Мама позвонила мне, сказав, что она ждет меня на остановке. Я понятия не имела где находится эта остановка, потому что у меня личный автомобиль и я перемещаюсь по городу или на своем авто или на такси. Я стала судорожно вспоминать из студенческой молодости порядок остановок троллейбуса, параллельно пытаясь выехать хотя бы на  эту троллейбусную магистраль. Включить навигатор не планировала, потому что понимала, что это где-то рядом. Приехав на остановку, которую я для себя определила как нужную, никого не нашла. Стала звонить маме и уточнять, где же она находится. И тут я все поняла: мама очень подробно рассказывала мне порядок остановок по улице исходя из мнения пассажира. А я ждала от нее совершенно других ориентиров — здесь стрелка налево, 3 светофора прямо, поворот по главной, по кольцу третий съезд. Я же водитель  и вижу город совершенно другими глазами. Именно поэтому самый полезный подсказчик в чужом городе — таксист, он тебе расскажет все именно так, как ты понимаешь.

Мои нервы сдавали, я металась по кварталам, объезжая и переезжая разные дороги. Все это время мама сопровождала меня своим путеводителем. Остановить этот поток было невозможно. В конце концов мне удалось втиснуть маленькую фразу — «Мама, а что ты видишь вокруг себя, какие здания, какого цвета. Что-нибудь большое есть рядом с тобой? И да, был дан опознавательный сигнал — розовое двухэтажное здание на остановке. Через 3 минуты я подхватила пассажирку и мы полетели. Как только мы обнаружили общие маркеры, как только мы стали ориентироваться по одним ориентирам в нашем информационном поле, координаты движения были установлены в течение нескольких минут.

Точно такая же ситуация происходит и с профориентацией.

Родитель находится в своем информационном поле — есть понимание престижных профессий, есть возможности и связи устроить карьеру ребенка, есть свой опыт и свои установки.

У ребенка — свое представление, а точнее его нет, потому что он практически не знает как устроена экономика, его знание о мире профессий ограничивается знаниями о работе родителей и родственников, ну может быть еще и знакомых родителей. Ребенок не знает ничего о себе и не понимает, как встроить свои первоначальные знания и умения в емкие отрасли. Он этого просто не знает и не знает где черпать эту информацию.

Что получается — информационное поле вроде одно — рынок труда, а ориентиры абсолютно разные. Как и мы с мамой — в одном городе, на одной улице, но координаты разные, потому что разные роли.

Так вот, первый этап, который необходимо пройти в профориентации школьника — создание единого информационного поля для родителя и ребенка.

Здесь я рекомендую следующее:

  • совместный просмотр различных лекций и выступлений на конференциях о мире будущего, о цифровой экономике, о перспективных профессиях с дальнейшим обсуждением с ребенком — что он думает по этому поводу. Для родителя здесь очень важно понять и проанализировать факторы выбора — почему ребенок категорически отрицает одну информацию и принимает другую;
  • самая главная проблема в профориентации состоит в том, что мы должны спрогнозировать успешную карьеру через 7-10 лет. Что будет с экономикой? Какие навыки и знания нужны будут тогда, в будущем, когда ребенок выйдет из института и придет на свое первое рабочее место. Здесь наш родительский опыт только мешает, потому что мы даем советы своим детям исходя из своего прошлого опыта, а не ориентируясь на удовлетворение потребностей ребенка в неопределенном будущем. В этом состоит самая большая сложность и самый большой риск. Поэтому не давайте советы из своего прошлого, в данной ситуации они уже не актуальны, к сожалению.
  • просто наполняйте ребенка информацией — о рынке труда, о профессиях. Очень полезным может стать организация для  вашего ребенка информационной беседы — когда вы сознательно попросите своих знакомых или родственников рассказать об их профессии: из чего состоит их рабочий день, с какими проблемами они сталкиваются в своей профессиональной деятельности, в чем особенности этой работы, когда достигается успех. Это лишь небольшой список вопросов, чтобы вы помогли своему ребенку сформировать свое карьерное информационное поле.

И разговаривайте, обсуждайте и спорьте.  Информируйте, проецируйте и анализируйте.

Выбор профессии — это ваша совместная работа.

И поверьте, ни один психолог не знает вашего ребенка лучше, чем вы!

 

Зарегистрироваться