Людмила Колокольчикова

Как же тебе повезло!

Как же тебе повезло!

Именно так говорят мне при встрече родители, с которыми мы общаемся и делимся  историями про обучение наших детей в Вузах. Наши дети закончили школу в прошлом году и весь этот год я регулярно изучала некую невидимую область —  наше будущее, куда можно успешно встроить компетенции и стать востребованным на рынке труда специалистом.

Я специализируюсь на знаниях о мире труда  уже более 20 лет и только в прошлом году я попала на новый уровень  — подготовка к ЕГЭ, сдача ЕГЭ, выбор профессии и соответственно выбор учебного заведения.

Все родители оказались в одной лодке:

  • неопределенность, которая давила и волновала;
  • ответственность, которая не позволяла перегнуть палку и предостерегала от ненужного шага;
  • отсутствие видения будущего — непонимание и незнание методик, исходя из которых можно простроить будущее с минимальными рисками.

Все плыли вместе, но через год обучения  выплыли все к разным берегам:

Кто-то из детей разочаровался в выборе своей профессии и не знает что теперь делать. 

Встретила папу нашей одноклассницы. Она уехала учиться в Москву в строительный институт. Это был ее выбор, хотя родители понимали, что она гуманитарий и с точными науками ей придется сложно. в результате: первая сессия отличницей и медалисткой пройдена с тройками (я представляю, какой это удар по самолюбию), вторая сессия пройдена уже лучше. НО… пришло осознание, что выбранный путь не тот. Родители решили так — учись дальше — это твой выбор, это бюджет, надо получить образование, а дальше решай сама что будешь делать.

Резюме:

  • девочка 4 года будет мучиться, освоит профессию, работать не будет, ее ожидают долгие мучительные поиски себя. В итоге — все равно потом придется осваивать новую квалификацию и набирать опыт, но уже потеряно время!!!

Кто-то осознал свой неправильный выбор и решил быстро поменять образовательную траекторию.

моя дочка рассказала мне 3 случая за этот учебный года, когда ее друзья, поняв , в какой области они точно не хотят работать самостоятельно подготовились к сдаче ЕГЭ уже в ВУЗе , сдали его успешно и сейчас поступают в учебные заведения другого профиля.

Резюме:

  • в большинстве случаев это происходит потому, что при выборе ВУЗа большое влияние оказывают родители — или реализуют свои несбывшиеся мечты через детей, или направляют детей туда, куда будет потом возможность устроить ребенка на работу;
  • вырвавшись из под давления родителей такие студенты самостоятельно принимают решение;
  • отлично, что они теряют только год или два.

Кто-то поступил и учится с удовольствием и понимает перспективы своего профессионального развития. 

Мы , слава Богу, относимся к этой категории. Но чтобы это случилось, я целый год работала в нескольких информационных пространствах

  • изучала будущее — перспективные отрасли, специальности, разговаривала с отраслевыми экспертами — куда идет отрасль, как развивается
  • изучала образовательную плоскость — рейтинги ВУЗов, отзывы выпускников, карьеры выпускников, форумы вузов
  • составляла профиль ребенка — регулярно проводила профессиональные пробы с ребенком, оценивала ее компетенции (что она знает, умеет, ее сильные и слабые стороны), примеряла ее профиль к профессиям, проводила с ней различные тесты ( кстати, здесь мы отказались от использования некоторых ресурсов из-за низкой валидности и стали четкими приверженцами двух методик).
  • развивала знаниевую сферу ребенка, подкидывала лекции, литературу, опять обсуждала, отсекали неинтересное и неперспективное. Регулярно в классе проводила профориентационные мероприятия, консультировала ее одноклассников.

В целом могу сказать, что на такую совместную работу мы потратили порядка 500 часов за год, это я не учитываю репетиторов и самообразования.

Самое главное — что я стала партнером моего ребенка в выборе профессии, я показывала путь, а она решала.

А так, конечное, мне очень сильно после этого повезло…

Желаю и Всем родителям такого же везения!!!

Как же тебе повезло!