Будущее IT и профессия. Профориентация для школьников?
Людмила Колокольчикова

Будущее IT и профессия. Профориентация для школьников?

профориентация

профориентация

Случай из практики.
Все-таки моя гипотеза, что необходимо проводить консультации по профориентации школьников совместно с родителями дают свой результат: изменения информационного поля происходят на моих глазах:

  • родитель уже не так сильно давит своим авторитетом;
  •  начинает слышать ребенка и действовать в его интересах;
  • становится партнером в принятии решения, а не вершителем детской судьбы.

Я буду сознательно использовать именно такую форму консультирования и вот почему.
Недавно ко мне на консультацию пришла мама (на минуточку Директор по персоналу) со школьником десятиклассником. Для меня проблема состояла в том, что выбор ими уже был сделан:

  • мамой — что он останется в Курске или уедет в близлежащие регионы:
  • сыном — что он хочет работать в области IT-технологий, например разрабатывать сайты.

Первая моя мысль была — чем я могу быть полезна, если все уже решено? Но перед коллегой нельзя было упасть лицом в грязь и мы начали работать.
Вопрос: можно ли изменить свое решение в выборе профессии, если выбор уже сделан?

Я для себя обозначила работу в трех направлениях:

  1. найти новую технологию для выбора профессии, потому что мои стандартные технологии в данном случае оказались нерабочими и пришлось все обнулить.
  2. наполнить информационное поле ребенка и родителя текущими изменениями на рынке IT-профессий, подтвердить мою информацию фактами, статистикой, публикациями и примерами.
  3. выяснить сильные — слабые стороны ребенка, его интересы — равнодушие и простроить гипотезы как его знания, навыки и умения можно встроить в экономику будущего.

Что мы сделали в итоге:

  1. мы составили интеллект-карту тех сфер экономики, где будут встроены IT-профессии будущего.
  2. отсекли те отрасли, которые потенциально не интересны моему клиенту (при этом заметьте, он сам ручкой вычеркивал то, что ему не нравится).
  3. мы получили две потенциально интересные отрасли.

Выводы:

  • выбор после консультации кардинально отличался от первоначальных установок;
  • родитель уже не настаивал на обучении ребенка в учебном заведении по территориальному признаку;
  • началось совместное обсуждение развития карьеры в профессии, при этом компетенции директора по персоналу — мамы только им в помощь!!!

Но на этом работа не закончилась, а только началась…
Потому что через полгода возможно придется проводить такую же итерацию, но уже с другими вводными данными. И чем больше будет таких итераций, тем сильнее будет повышаться осознанность ребенка в выборе профессии.