Топ 15 профориентационных ошибок

Топ 15


Кто в России сегодня занимается подготовкой детей к будущей профессии?

  • Школа.  Вряд ли. Школа готовит сегодня к сдаче ЕГЭ.
  • Кружки и подростковые клубы — возможно, но в большей степени они направлены на развитие широкого кругозора, коммуникативных навыков и приобретение практики в определенной области.
  • Психологи? Да, конечное. Родители возлагают на психологические тесты огромную надежду, так как можно легко и быстро получить готовый ответ и просто искать институт, в который можно «пройти по баллам» и который «осилят родители» по деньгам.

Все эти три сферы в той или иной степени решают часть профориентационной работы, но кто может свести эту всю информацию о ребенке в одну картинку и построить гипотезы?

Учитывая, что профориентацией системно в нашем государстве занимаются единицы, и не в каждом городе открыта служба по профориентации, то как всегда вся нагрузка по решению этой проблемы ложится на плечи родителей.  Да, да, опять родители, потому что вы единственные, кто лучше всего знает способности и личные особенности своего ребенка. Никакой психолог не сможет вам рассказать более того, что вы и так знаете о своем ребенке. Психолог может лишь вам помочь в подтверждении или опровержении ваших гипотез о своем ребенке.  И только взрослые могут повлиять на скорость развития карьеры своего ребенка. Но родители оказываются в крайне тяжелой ситуации, потому что сами не владеют ни методами консультирования, ни информацией о мире профессий.

После многочисленных попыток узнать у коллег и знакомых о том, куда же можно поступить ребенку, родители приходят ко мне с одинаковыми вопросами:

  • Я вообще не знаю что происходит в мире профессий, кто сколько получает и что обозначает эта профессия.
  • Протестируйте ребенка и скажите кем сможет работать мой ребенок.
  • Расскажите какая профессия сейчас хорошая и куда нам поступать.

Каждый из этих вопросов включает в себя информации минимум на 1 час плотного общения. Во всем мире профориентацией государство активно занимается уже с 6-7 класса, а в некоторых странах первые профориентационные разделения по классам происходят уже в 4 классе. Ежегодно в европейских школах профориентационных мероприятиям уделяется 30 часов классных занятий: от изучения себя, своих персональных интересов и способностей до изучения будущих потребностей рынка и составления персонального карьерного плана. В России профориентация практически вымыта из школы и всю нагрузку профориентационной работы взяли на себя средние специальные учреждения и ВУЗы, занимаясь классическим рекрутингом людей в конкретные учебные заведения.

Именно поэтому вся нагрузка по профессиональному самоопределению ребенка ложится на семью и выбор профессии в 90% случаев происходит не по решению ребенка, основываясь на его интересах, а на авторитарном выборе родителей.

Родители, вот мои ТОП-15 ошибок, которые совершают родители при выборе профессии для ребенка:

1. Планирование карьеры, опираясь на текущую ситуацию на рынке труда

Это самая распространенная ошибка. Родители не учитывают как внедрение информационных технологий изменят структуру профессий, какие профессии умрут, а какие появятся в ближайшем горизонте будущего. Возможно, что выбранная вам профессия переводчика, например, просто погибнет через 5 лет, потому что GOOGLE объявил, что создаст универсальный цифровой переводчик на все языки. А SKYPE на днях предложил синхронный перевод моих разговоров на английский язык.

Совет: планируйте карьеру ребенка, исходя из горизонта будущей экономики в перспективе 7-10 лет.

2. Выбор обучения зарубежом без планирования дальнейшего трудоустройства

Сегодня железный занавес — это уже история из прошлого и многие родители рассматривают возможность обучения ребенка за границей. Учиться за границей сегодня — не проблема, проблема — что с этим делать дальше. Не всегда зарубежное образование востребовано у нас и высоко оплачивается. Я лично знаю несколько историй, когда дети успешно учились в Испании и Англии в очень рейтинговых учебных заведениях, а потом при возвращении на родину не могли найти себя, потому что амбиции уже сформированы по другим принципам, и работать на исполнительских должностях за минимальную оплату очень тяжело морально. Поэтому при выборе обучения за рубежом обязательно думайте — А зачем? А что дальше?

Так, например, я консультировала маму, которая отправила ребенка учиться во Францию на экономический факультет. Ребенок успешно проучился, посмотрел Европу, мама обеспечивала на время обучения всеми ресурсами. Но после окончания законодательство не позволило ему работать во Франции, поэтому пришлось вернуться в Россию. А в России полученные профессиональные знания в другом государстве оказались невостребованными, потому что учет и бюджетирование организовано по другому принципу. Поэтому мы искали пути как встроиться в экономику с уже имеющимися компетенциями. И нашли вариант — целенаправленно искали компании — филиалы европейских государств, параллельно получая курсы повышения квалификации по специальным дисциплинам. В этом случае все обошлось достаточно безболезненно, но я рекомендую уже сейчас просчитать все возможные риски получения зарубежного образования.

Совет: обучение за границей — это возможность, которая действительно даст новые интересные компетенции и знакомства. Но решите уже сейчас где ребенок планирует работать после окончания ВУЗА — в какой стране и по какой профессии. Потому что ситуация в каждом государстве индивидуальна на рынке труда и возможное получение престижного зарубежного образования может превратиться в ограничение, которое заставит ребенку начинать свою карьеру с самых низов.

3. Незнание происходящих изменений в трудовом законодательстве

Кто-то уже слышал о профстандартах? Может быть кто-то уже попробовал на себе независимую оценку квалификации? Вы спросите: А что это такое?

Это новая парадигма нашего рынка труда. В ближайшее время работать без базовой профессиональной подготовки будет запрещено, а все работники должны будут подтвердить свой уровень квалификации на независимых профессиональных экзаменах в специальных центрах. Я это называю «ЕГЭ по профессии». Да, и это очень сильное ограничение в выборе профессии, потому что просто пойти в институт и «получить корочку» теперь обозначает — работать далее по этой полученной специальности или получать новое профессиональное образование.

Совет: принимайте решение о выборе профессии, планируя получить базовые знания для приобретения профессионального опыта. Учиться, чтобы получить корочку — это уже атавизм.

4. Устаревшие стереотипы о престижности профессии

Еще лет 15 назад было престижно поступить на исторический факультет педагогического института, потому что выпускники могли работать в администрации города или области. Работа в государственной структуре считалась очень престижной. Престижность изменила свое одеяние. Могли бы мы еще несколько лет назад представить себе, что профессия Сварщик может быть престижной? Работа ремесленников сегодня также престижна и уважаема как и работа на руководящих должностях.

Совет: встречайтесь с отраслевыми специалистами, чтобы узнать, какие профессии престижны и почему.

5. Незнание происходящих изменений на рынке труда

Одной из ярких особенностей рынка труда является то, что одна профессия стала в себя вбирать знания и навыки из других профессиональных областей. Например, давайте рассмотрим путь трансформации Специалиста по управлению персоналом.

Долгие десятки лет существовала должность Инспектор по кадрам. В 2000 годах к основной функции учета кадров стала добавляться функция Подбора персонала. Так родилась должность — менеджер по подбору персонала, затем фокус внимания в компания стал развиваться в направление Развитие и обучение персонала, так возникла новая должность «Менеджер по обучению и развитию персонала», который активно занимался оценкой и обучением персонала. Теперь подбор и обучение персонала  очень активно переходит в плоскость интернет-пространства и менеджер по персоналу фактически стал объединять в себе функции журналиста, дизайнера, смм-менеджера и маркетолога. Стоит предположить, что в ближайшие годы эта профессия вберет в себя совокупность всех этих действий

Совет: общайтесь со специалистами рынка труда (менеджерами по персоналу, рекрутерами, менеджерами по обучению персонала, инспекторами отдела кадров, руководителями служб по управлению персоналом) — они вам расскажут о трансформации профессий.

6. Незнание структуры профессии

Пример: девочка-школьница два года изучала вузы, посещала Дни открытых дверей, успешно сдала ЕГЭ, выбрала специальность и поступила в Вуз. Но каково же было ее разочарование узнать через год, что она станет инженером, а не врачом. Неправильное трактование специальности и незнание конкретной профессиональной деятельности может привести в заблуждение не только ребенка, но и родителя.

Совет: при выборе специальности посоветуйтесь с отраслевыми работниками — что это за специальность, что делает человек по этой профессии, каковы условия труда?

7. Убеждать ребенка, что родители потом смогут устроить на работу…

Это один из самых распространенных ошибочных родительских убеждений. Вы точно можете гарантировать, что через 5-7 лет ваши знакомые не покинут возможное место работы или вы потеряете это знакомство ввиду каких-либо обстоятельств? Поверьте, устроиться на работу выпускнику по полученной специальности не составляет особого труда и знакомства здесь могут выступить ограничением, а не возможностью.

Совет: вы, как родитель, можете учитывать этот фактор как дополнительный ресурс, но ни в коем случае в качестве основного критерия рассматривать знакомства не стоит.

8. Думать, что «Вот тетя Валя зарабатывает много!»

Для того, чтобы тетя Валя зарабатывала много она прошла очень большой профессиональный путь. Скорее всего это был путь от самых истоков — от рабочих специальностей и до руководителя. Такие примеры скорее всего могут послужить вам и вашим детям примером успешной карьеры, а не в качестве выбора специальности — «иди учиться на бухгалтера, будешь получать так же много, как тетя Валя».

Совет: попросите успешных людей из вашего окружения рассказать о своем пути в карьере: какие сложности пришлось пройти, чего удалось достичь и почему.

9. Строить карьеру ребенка, основываясь на своих нереализованных амбициях

Вы с самого детства мечтали стать учителем. Но обстоятельства не позволили: то ситуация в экономике изменилась, то уровень зарплаты не устраивал, а потом надо было еще переехать в другой регион. И не сложилось, но очень хотелось. И теперь можно реализовать свои несбывшиеся мечты в ребенке и представить, как он будет учить детей, станет уважаемым человеком и будет радовать нас своими успехами в старости.

Совет: выключите свой эгоизм, это не ваша жизнь, а жизнь другого человека, у которого есть свои мечты.

10. Реализовывать семейные интересы с помощью карьеры ребенка

Ситуации, конечное, могут быть разными. И иногда такой вариант действительно возможен. Но это должен быть осознанный шаг ребенка, а не манипуляции родителей.

Например, по просьбе мамы я консультировала студента, будущего выпускника по составлению резюме. Мама попросила меня подготовить сына для собеседования и составления резюме в компанию к конкурентам, чтобы изучить технологию производства и систему управления компании. После консультации я поняла, что парню интересна совершенно другая область деятельности и он мечтает о другой карьере. Я нарушила первоначальное техническое задание, но я не нарушила профессиональных принципов.  Я исходила из интересов ребенка и решала его задачи во время консультации: мы выстроили карьерный гипотезы и составили план действий по развитию карьеры в интересующей его сфере деятельности.  Теперь это успешный высокооплачиваемый специалист, успехами которого гордится вся семья.

Или еще один пример из жизни: дочь пойдет учиться в этот институт, потому что в нашей семье нет врача. Вы можете предположить дальнейшее развитие ситуации? Я думаю, что только в 10 случаях из 100 карьера будет развиваться по родительскому сценарию, в остальных 90 случаях произойдет смена карьеры.

Совет: поставьте на первое место интересы ребенка.

11. Не пускать ребенка в другой город

Родительский страх за безопасность, отсутствие комфорта, неудобства, неизвестность — это естественные родительские переживания. Подумайте, какие перспективы и возможности вы приобретете или потеряете, какие ресурсы у вас есть и могут быть. Может быть стоит рискнуть, ведь вернутся он всегда успеет?

Совет: при выборе учебного заведения по региональному фактору оцените свои ресурсы и возможности. Помните, пройдет десяток лет и ребенок может сказать: Меня просто не отпустили в другой город, поэтому все так и сложилось…

12. Ребенок мечтает стать «Крепким орешком»

Идеализация героев или привязанность к учителю.

Образцы поведения вдохновляют и заставляют развиваться. Этот фактор является очень сильным внутренним мотиватором для развития карьеры. Но в этом случае прошу вас перепроверить приверженность вашего ребенка созданным идеалам. Предложите ребенку рассмотреть другие варианты профессионального выбора, возможно он просто не знает о других возможностях самореализации. К  этому же фактору можно отнести любовь ребенка к определенному школьному предмету или желание учиться только в конкретном учебном заведении.

Совет: регулярно информируйте ребенка о многообразии профессий, покажите ему примеры успешных людей из других профессиональных областей, это позволит вам или подтвердить существующую гипотезу или создать новую карьерную гипотезу.

13.  Выбирать профессию «за компанию»

В школу пришел представитель ВУЗа и рассказал, какой прекрасный вуз готовит специалистов и как можно весело учиться. 5 человек решили поступать и поступили, «за компанию». Через два-три года у всех появились свои интересы и компания распалась, а специальность осталась. Двое поняли, что совершенно не соотносят себя с выбранной профессией, двое решили, что профессия неперспективная, а один продолжил учиться и успешно получил диплом.

Совет: если вы понимаете, что ваш ребенок выбирает профессию «за компанию», объясните ему, что компания имеет тенденцию распадаться или изменяться. А работать «за компанию» вряд ли получится. Может стоит поискать другие факторы выбора профессии?

14.    Нужно продолжать профессиональную династию

Я очень уважительно отношусь к сохранению профессиональных династий. Многие бизнесмены сейчас подходят к решению — а кому же передать созданный мной бизнес? Я за сохранение семейных традиций и семейного бренда. Но если у вас есть толика сомнений в том, что ребенок не сможет продолжить ваше дело или он не мечтает работать в семейном бизнесе, то не настаивайте, вернитесь к п. 11, перепроверьте гипотезу с помощью внешних помощников и психологов.

Совет: династию продолжать надо,  предварительно приняв родительское решение, что ребенок будет достойным продолжателем семейного дела.

15.  Выбирать профессию «назло» или в качестве доказательства своих способностей

Представьте ситуацию, что в школе произошел конфликт ребенка с учителем. Ребенок решил доказать, что его сил хватит для поступления и поступает. Конфликт решен, способности продемонстрированы, результат достигнут. Что дальше? Разочарование и поиск себя.

Совет: если вы понимаете, что выбор профессии происходит из-за конфликтной ситуации, то помогите ребенку решить конфликт и не соотносить эту ситуацию с построением своей будущей карьеры.

Ну а в заключении я предлагаю Вам решить небольшой кейс, который позволит вам объективно оценить вашу позицию относительно профессиональной ориентации.

 

А более подробно рассказывать о тенденциях, происходящих на рынке труда, я буду на вебинаре-практикуме «Как не стать лишним…» 24 октября в 20 часов.

Участие в вебинаре Только в паре — родитель и ребенок.

Все инструкции по участию вы получите за сутки до начала вебинара.