работа

Сегодня очень необычно отметила праздник День Знаний — провела урок Карьероведения для выпускников 11 классов школы № 31 г.Курска.

Основные тезисы:

  1. рынок труда я делю на временные отрезки: ситуация в ближайшем прошлом и настоящем, ситуация в настоящем и ближайшем будущем (перспектива 2-5 лет) и ситуация в будущем (перспектива 5-10 лет).

    Если говорить о ситуации в ближайшем прошлом и настоящем, то здесь я хочу подвести итоги вступительной кампании в Вузы в 2016 году:

  2. Самые льготные условия для поступления созданы в Вузах технического направления: достаточно невысокий конкурс, зачитываются результаты своих школьных достижений и главное — предоставляется общежитие. Практически во всех Вузах гуманитарные направления общежитие не предоставляют.
  3. Во время поступления в ВУЗ в 2016 году моей дочери я для себя определила три типа учебных заведений: технические, медицинские и гуманитарные.  В технических практически везде все поступление шло «по зеленой волне», в медицине — самая высокая коррупция из-за наличия целевых направлений (выпускница со 140 баллами поступила по целевому, а медалистка с 280 баллами с трудом прошла во вторую волну) и в гуманитарных — 1500 заявлений на 200 мест и жесткая борьба за общагу, которой практически нет.
  4. Электронные специальности становятся женскими: по сравнению с прошлым годом в среднем поступило в два раза больше девочек. Куда же  пошли мальчики? Мальчики отправились в военные заведения и в чисто инженерные заведения (строительство, отраслевые промышленные вузы, космическая и автомобильная отрасль).
  5.  из выпуска 11 класса все до единого поступили в Вузы (несколько человек на коммерцию), но все же поступили.

    Рынок труда в настоящем и ближайшем будущем

  6. с 1 июля 2017 года в России активно начинают открываться ЦОКи (центры оценки квалификации), это своеобразный ЕГЭ для взрослых по профессии. Все-все работающие люди в ближайшее время пойдут сдавать квалификационный экзамен. Да-да, все!!! И секретари, и персональщики, юристы, бухгалтера, инженеры, медики …….. Экзамен проводится под видеонаблюдением, с фотофиксацией и мы будем сдавать тестовую часть и практическую часть. Поэтому диплом как документ, подтверждающий наличие высшего образования, теперь не имеет значения. Теперь имеет значение знания, умения и навыки, которые у нас есть и как они проявляются в нашей профессиональной деятельности.
  7. История с тем, что студент учится в институте лишь только для того, чтобы получить корочку, закончилась, потому что теперь все выпускники Сузов и Вузов сначала пойдут в ЦОКи сдавать квалификационный экзамен, где им будет присвоен квалификационный уровень с 1 по 7, а уж потом они со свидетельством о квалификации пойдут поступать на работу. ДАДА, именно так и будет!

    Рынок труда в будущем:

  8. Повсеместная роботизация очень глубоко проникнет на рынок труда и мы начнем конкурировать с роботами. Поэтому у нас есть два варианта: или уходить в эксклюзив (узкая специализация, уникальный ручной труд, авторские работы) или уходить в создание и управление роботами и людьми. Все профессии, которые можно стандартизировать и заменить роботами — будут заменены роботами!
  9.  Если вы выбираете профессию, не оценивайте текущую ситуацию, т.е. что происходит сегодня, это в выборе профессии вообще не важно. Оценивайте перспективы развития отрасли в течение 10-15 лет. Консультируйтесь у отраслевых экспертов, отслеживайте тренды, анализируйте куда вкладываются инвестиции.
  10. Рынок труда так стремительно меняется и будет меняться еще быстрее, что сегодня большинство профессий уже стоят на грани умирания.
  11. С другой стороны, регулярно появляются новые профессии, и особенность их в том, что они возникают на стыке двух — трех отраслей (ИТ-медик, маркетолог-психолог, инженер-физик, эколог-дизайнер и т.п.). Поэтому одной компетенции для карьеры в 21 веке недостаточно, необходимо развивать вторую и третью и следующие компетенции.

Если хотя бы один родитель и будущий выпускник изменит свое отношение к построению своей карьеры после моей статьи, значит все мои старания не напрасны.